avangard-pressa.ru

Задачи финансовой политики - Финансы

Россия после четырехлетнего периода экономического роста в состоянии ставитьперед собой масштабные задачи и рассчитывать на их решение. Ускорение темповроста может стать задачей, способной сплотить государство, бизнес и общество.Активизация источников роста и повышения конкурентоспособности страныпредполагает реализацию «сценария ускоренной диверсификации» российскойэкономики. Основным направлением, обеспечивающим ускоренный рост экономики идиверсификацию, является опережающее развитие перерабатывающих секторов (впервую очередь высокотехнологичных), сферы услуг, а также повышение степенипереработки сырья.Главным условием диверсификации экономики, повышения темпов экономическогороста является устранение препятствий, сдерживающих предпринимательскуюактивность, для чего необходимо:максимально упростить регистрацию предпринимательской деятельности,лицензирование отдельных видов деятельности, согласование инвестиционныхпроектов;разработать прозрачные правила взаимоотношений государства и предпринимателя(предсказуемая макроэкономическая политика, стабильный налоговый и таможенныйрежим, либеральное валютное регулирование, необременительный контроль инадзор со стороны органов государственной власти);обеспечить недискриминационность доступа хозяйствующих субъектов к земельнымучасткам, производственной инфраструктуре, сырью и материалам,квалифицированной рабочей силе, капиталу и другим ресурсам;развивать систему страхования, в том числе коммерческих рисков;совершенствовать систему защиты прав экономических субъектов, в первуюочередь судебной системы и правоохранительных органов;гарантировать не ухудшение со стороны государства условий предпринимательскойдеятельности.Обозначенные меры можно назвать «горизонтальными», то есть создающимиэкономические стимулы для развития всех секторов экономики. Их реализацияможет дать значительный импульс развитию новых секторов. При этом в целяхускорения процессов диверсификации одновременно с общим улучшением деловогоклимата необходимо осуществить комплекс «вертикальных» мер, включая:создание условий для повышения предпринимательской активности, в первуюочередь в отраслях перерабатывающей промышленности, а также в сфере услуг;стимулирование углубления переработки сырья не только в секторах ТЭК, но и влесопромышленном комплексе, химической и металлургической промышленности,сельском хозяйстве;повышение технологического уровня и наукоемкости продукции.При этом «вертикальные» меры не предполагают прямой государственной поддержкиконкретных секторов и отраслей. Целью таких мер является стимулирование техвидов деятельности, которые объективно способствуют диверсификации экономики.Для этого будут применяться различные инструменты, включая налоговые итаможенно-тарифные меры, а также механизмы поддержки экспорта.Правительство Российской Федерации предполагает концентрировать усилия наследующих шести приоритетных направлениях:1. Приведение институциональных условий и инфраструктуры в соответствие спотребностями бизнеса.Для комфортного ведения бизнеса, доступности трудовых, финансовых,энергетических, коммуникационных ресурсов необходимо наличиеинституциональных условий (стандартного набора рыночных институтов,конкурентных товарных и финансовых рынков, гарантий права собственности), атакже эффективной производственной и финансовой инфраструктуры.Для формирования ликвидных товарных и финансовых рынков необходимо развитиеконкуренции, что будет способствовать рациональному распределению ресурсов посекторам экономики.Развитие конкурентной среды на рынках позволит повысить их доступность длямалого бизнеса. Малый бизнес играет ключевую роль не только в решении проблемзанятости, формирования «среднего класса», но и в осуществлениидиверсификации экономики. Крупный бизнес изначально имеет ряд преимуществ посравнению с малым, наиболее важными из которых являются доступностьфинансовых и производственных ресурсов и государственных заказов. Поэтому дляразвития малого бизнеса необходимы дополнительные меры, которые могли бынивелировать это неравенство, – особые режимы налогообложения, упрощенныйучет, доступ к финансовым и иным ресурсам, инфраструктуре.Рост внешнего долга частного сектора свидетельствует о том, что российскаяфинансовая система нуждается в дальнейшем развитии для обеспечения интересоврастущей экономики. Необходима интеграция разрозненных финансовых рынков,расширение спектра финансовых инструментов, развитие системыинституциональных инвесторов, способных осуществлять долгосрочные вложения.Принятие предпринимателями решений, нацеленных на развитие бизнеса, взначительной мере зависит от условий их доступа к продукции и услугаместественных монополий. Для этого государство должно определить:направления развития инфраструктуры (прежде всего транспортной,трубопроводной) с участием государства;формы и условия участия частного капитала в развитии инфраструктуры;механизмы и сроки формирования рынков в сферах естественных монополий.2. Реализация административной реформы, создание эффективной системыгосударственного управления.Основная цель административной реформы – повышение эффективности, качества ипрозрачности работы государственного аппарата.В распоряжении государства все еще остается значительный объем материальныхактивов (государственные унитарные предприятия, акционерные общества сгосударственным участием, государственные учреждения), которые должны бытьлибо приватизированы, либо реструктурированы. При этом управление указаннымиактивами должно осуществляться более эффективно. Необходимо упроститьпроцедуры преобразования государственных унитарных предприятий в акционерныеобщества, а также установить четкие и понятные для хозяйствующих субъектовкритерии и порядок передачи государственных активов в частное управление.Целями проведения военной реформы являются существенное перевооружение имодернизация Вооруженных Сил, внедрение контрактных принципов ихкомплектования. Сокращение продолжительности службы по призыву потребуетсовершенствования законодательства в данной сфере.3. Повышение открытости экономики.Открытость экономики способствует повышению конкуренции, созданию стимуловдля снижения издержек, расширению доступа российских товаров на внешниерынки, уменьшению барьеров на пути капитала. Необходимы либерализациявалютного регулирования, снятие избыточных государственных ограниченийвнешней торговли и валютных операций.4. Инновационное развитие отраслей промышленности.При общем улучшении делового климата и создании экономических стимулов длямежотраслевого перетока капитала следует создать условия для повышенияпривлекательности перерабатывающих секторов и сферы услуг.Приоритетное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью требуетповышения роли науки в экономическом развитии. Реформа сферы науки должнабыть нацелена на усиление инновационной ориентации прикладных научныхисследований и разработок, а также повышение их вклада в экономический ростпри сохранении государственной поддержки фундаментальной науки.5. Формирование эффективной системы предоставления социальных услуг,создающей благоприятные условия для развития «человеческого капитала».В целях повышения качества и доступности для потребителей социальных услуг,улучшения ситуации на рынке труда в рамках реформирования отраслей социальнойсферы (образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура)необходимо внедрение механизмов финансирования соответственно объему икачеству оказываемых услуг с существенным ограничением объемов бюджетногофинансирования государственных учреждений по смете. Указанные механизмывключают подушевое финансирование получения гражданами общего ипрофессионального образования, страховые механизмы финансирования медицинскойпомощи, поэтапный переход от финансирования содержания организаций культурыпо смете к финансированию основной их деятельности по договору(предоставление населению услуг в сфере культуры).6. Обеспечение благоприятных макроэкономических условий развития.Важнейшим условием формирования благоприятного делового климата служитвзвешенная макроэкономическая политика, основными характеристиками которойявляются предсказуемость, адаптивность к внешним изменениям, прозрачность.Приоритетные задачи ближайших трех лет – снижение налогового бремени ссоответствующей оптимизацией государственных расходов, снижение инфляции ипроцентных ставок, сокращение вмешательства государства в экономику исоциальную сферу.Совокупные потребности финансирования основных государственных функций, атакже реформ, предусмотренных финансовой политикиой, не превысят существующийуровень расходов консолидированного бюджета и бюджетов государственныхвнебюджетных фондов в реальном выражении при условии кардинального повышенияэффективности расходов, устранения нерациональных государственныхобязательств, изменения механизмов финансирования бюджетной сферы.Существенную экономию бюджетных средств можно получить за счет повышенияэффективности расходов для государственных нужд.Снижение налогового бремени необходимо осуществлять в увязке сперераспределением доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетнойсистемы, реформой региональных финансов.Для создания эффективно работающей экономической системы, способной ксаморазвитию, необходимо обеспечить комплексность и высокие темпы реформ.Затягивание отдельных реформ, отсрочки в принятии важнейших законов приводятк тому, что уже принятые законы оказываются неработоспособными. Это резкоснижает эффективность преобразований.Обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста предполагаетсоздание эффективного механизма перераспределения ресурсов между экспортно-сырьевым и перерабатывающим секторами экономики с целью ускоренного развитияпотенциально конкурентоспособных производств и интенсификацииресурсосбережения. Такой механизм должен органично дополнять комплекс общихмер по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата.Государство будет обеспечивать долгосрочную стабильность и предсказуемостьусловий экономического развития для всех субъектов экономики. Основнымиинструментами, задающими бизнесу необходимые ориентиры, являютсяЭнергетическая стратегия России на период до 2020 года, Государственнаяпрограмма вооружений, программы реформирования естественных монополий,прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, федеральнаяадресная инвестиционная программа, среднесрочные финансовые планы. Факторамиукрепления стабильности являются переход к среднесрочному бюджетномупланированию и политика государства в области развития производственнойинфраструктуры.Для решения задач, предусмотренных финансовой политикой, необходимо:обеспечение принятия решений по большинству мероприятий финансовой политикина уровне министерств и ведомств в соответствии с их компетенцией;определение ответственных исполнителей по основным мероприятиям финансовойполитики за конкретным министерством или ведомством, разрабатывающимкалендарный план по их реализации и перечень необходимых правовых актов, атакже несущим ответственность за исполнение этих мероприятий;обеспечение публичности процесса выработки предложений по решениюопределенных финансовой политикой задач с участием общественности, научных иэкспертных кругов;разработка предложений о принятии дополнительных мер по реализациинормативных правовых актов;создание рабочих групп по разработке нормативных документов с включением вних независимых экспертов, представителей бизнеса и общественности.